По-видимому, изменение первоначального замысла «Путешествия» было связано с тем, что мартинисты в конце 80-х годов превратили философскую полемику в политическую борьбу с «вольнодумством». Поэтому Радищев снял первую редакцию начала главы «Завидово» (см. примеч. к ней), содержавшую безобидную насмешку над масонами, и создал в «Подберезье» убийственный памфлет на мартинизм, одновременно подчеркнув в посвящении «А. М. К.» принципиальную разницу своей позиции и масонского мировоззрения.

Не дошли еще до последнего края беспрепятственного вольномыслия, но многие уже начинают обращаться к суеверию. Помимо распространения мистических элементов в масонстве, в конце 70-х и особенно в 80-е годы значительно активизировалась православная церковь, на которую опиралась в борьбе с московскими мартинистами Екатерина II (см. примеч. к главе «Торжок»). Кроме того, Россия была единственной страной, где официально было разрешено существование иезуитского ордена — настолько реакционной и неразборчивой в средствах организации католической церкви, что сам папа римский был вынужден издать в 1773 году указ о его уничтожении. Поначалу организации иезуитов были только в тех белорусских губерниях, которые присоединились к России после первого раздела Польши (1772), но, поскольку иезу

иты изъявили готовность служить политике русского правительства, Екатерина позволила им расширить сферу влияния и на другие белорусские и прибалтийские губернии; проникли иезуиты и в Петербург. Наконец, после начала Французской революции, в сентябре 1789 года императрица специальным рескриптом запретила издавать сочинения Вольтера без предварительной цензуры Синода и тем самым начала открытый поход против распространения просветительских и революционных идей в России.

Разверни новейшие таинственные творения и т. д. Здесь и далее Радищев говорит о мартинистах.

Если потомкам нашим принадлежит Заблуждение блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.