Как автоирония Путешественника, так и бытовые сцены, шуточные диалоги разряжали напряжение читателя, вызванное публицистическими или исповедальными монологами, трагическими картинами. С едровским ямщиком в произведение входил едва ли не единственный образ веселого крестьянина. «Улыбаясь и поправляя шляпу», молодой человек подсмеивается над барином: «Не одному тебе она нос утерла». Он довершает характеристику Анюты, одного из самых важных персонажей «Путешествия» как в идейном замысле книги, так и для понимания художественного метода Радищева. Н. К. Пиксанов сравнивал Анюту как реалистический образ с чувствительной героиней повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» . Созданный Радищевым образ важен и потому, что в нем воплощены те лучшие черты народа, которые помогают и автору и читателю верить в светлое будущее России, и потому, что каждая черта Анюты, каждый ее поступок мотивирован. «Девка в сие время смотрела на меня, вы- пяля . глаза с удивлением», — замечает Путешественник. Перед нами не поэтическая «поселянка», а удивленная уважительным отношением крестьянка. Баре обычно наглы, развязны, а бывало и хуже: ямщики в жалобах императрице обвиняли порою господ не только в грабежах и битье, но и в «насильном забрании жен и содержании оных под караулом». Но в отличие от крепостных они имели право и сопротивляться (не зря их жен «под караулом» держали!), и жаловаться. Понятна поэтому и недоверчивость Анюты, и ее смелость: «Часто мы видим таких щелкунов. проходи своею дорогою». Ее, не крепостную, не ждет принудительный брак (см. «Медное», «Черная грязь»). И трудиться она для своей семьи вдохновенно: «Как пойдет в поле жать — загляденье», — нахваливает ямщик, не забывая прибавить: «Какая мастерица плясать! всех за пояс заткнет». Не все таковы, как Анюта. Люди различны от природы. Есть примеры окружающих. Барский разврат сказывается и в деревнях. И все-таки много в селах таких, каких «в городах слыхом не слыхано, видом не видано». Коллективным портретом девушек (в начале главы) подчеркнута типичность внешности Анюты. Цельность ее души, нравственную чистоту, стойкость в испытаниях воспитала мать, благородству которой дивится Путешественник. Образ Анюты важен как свидетельство духовных сил, таящихся в народе.