Впрочем, Радищев мог познакомиться с текстом произведения и у самого Фцнвизина, которому приходился дальним родственником и с братом которого (Петром) учился в Пажеском корпусе.

Он друг всякого придворного истопника и раб едва-едва при дворе нечто значащего. В «Житии Ф. В. Ушакова» Радищев охарактеризовал обстановку при дворе аналогичным образом (см. «Крестьцы»).

Клин — почтовая станция в 26 верстах от Завидова, с 1785 года — уездный город Московской губернии.

Как было во городе во Риме, там жил да был Евфи- миам князь. Слепой старик поет духовную песнь об Алексее, божьем человеке, представляющую собой стихотворную обработку жития святого Алексея (V в.). Сын знатного римлянина Евфремиана (он в духовном стихе именуется «боярин-князь Ефимиан»), Алексей, с детства отличавшийся благочестием, покинул родительский дом во время своей свадьбы и пространствовал много лет по «святым местам». Затем он вернулся и жил неузнанным в родительском доме, творя добрые дела; только после его смерти, благодаря разным чудесам, узнали, кто он такой. В разных вариантах трогательная духовная песнь об Алексее исполнялась нищими слепцами; она была одним из самых популярных произведений этого жанра, часто она встречается в рукописных сборниках. «Радищеву нужна была эта глава для того, чтобы. указать, какова, кроме хлеба с мякиной и кислого кваса, была духовная пища крепостной деревни. До последней четверти XIX века, много лет спустя после «освобождения», даже грамотное крестьянство питалось преимущественна «житиями» святых; недаром народники и пропагандисты вкладывали в эти «жития» листовки подпольной печати» .

Неискусный хотя его напев. проницал в сердца его слушателей, лучше природе внемлющих, нежели взращенные во благогласии уши жителей Москвы и Петербурга внемлют кудрявому напеву Габриелли, Маркези или Тоди. Нередко эта фраза истолковывается в том смысле, что Радищев отдает предпочтение фольклору перед искусством, противопоставляет их и осуждает искусство. Однако такого противопоставления у писателя не было, он отлично понимал и ценить значение и силу подлинного искусства, в частности музыки и пения.