Идея о развитии общественной мысли от «заблуждения» к «истине» (и соответственно задача, которую ставит Радищев перед писателем и которую, по существу, вкратце сам решает в «Путешествии», — показать «шествие разума человеческого» от «мглы» предрассудков к познанию истины и снова к «туманам» суеверия) имеет просветительскую и принципиально антимасонскую направленность, поскольку масоны утверждали, что истина была открыта первым людям, а в дальнейшем развитии человечество отходило от истины, от этого божественного откровения, все дальше и дальше.

Но пары, в грязи омерзения почившие, уже воздымаются и предопределяются объяти зрения круг. Отчасти опасения Радищева оправдались: реакционные философско-политические и социальные идеи масонов в какой-то мере были реализованы Павлом и Александром I. «Во всем «Павловском государстве» (которое, конечно, продолжало жить и при Александре под налетом первоначального либерализма) определенно сказались намеченные в русском масонстве XVIII в. принципы духовно-политической жизни. Идейные корни таких явлений в жизни этого государств, как зачатки крестьянской реформы (указ о трехдневной барщине). военные поселения, власть Святого Царя (Мальтийский Орден), или Священный Союз, — кроются именно в тех кругах русского общества XVIII века, которые в свое время объединялись масонством» .

Блаженны, если не узрим нового Магомета и т. д. Магомет — Мухаммед (570/580—632) — «посланник аллаха» (мусульманского бога) и величайший «пророк», основатель новой религии — ислама (мусульманства). Радищев говорит о том, что процесс брожения («ферментация») в нравственной и духовной жизни может в будущем вызвать наступление новой религиозной волны, появление пророка новой религии. В какой-то мере этим опасениям Радищева было суждено сбыться еще при его жизни: осуществляя заветную идею масонов о «Святом Царе» — монархе, объединяющем в одном лице власть божию и власть земную, Павел I принял титул гроссмейстера Мальтийского ордена. Его целью при этом была прежде всего борьба с «гидрой революции» во Франции.