Не моей ли я в том искал пользы, Да благи будете. Говоря, что рождение ребенка радостно для родителей как новое подтверждение их любви, что их собственная «польза» является источником желания вырастить детей здоровыми и как можно лучше воспитанными, крестицкий дворянин основывается на мысли Гельвеция о личном интересе (заинтересованности) как основном побудителе действий человека.

Вы мне ничем не должны; я ищу вашей дружбы. Несколько раз подчеркнутое отрицание обусловленных законами обязанностей детей вызвало особое негодование Екатерины. В замечаниях она писала, что эти страницы «служат к разрушению союза между родителей и чад и совсем противны закону божию, десяти заповедям, святому писанию и гражданскому закону» (Процесс, стр. 160)« Гнев императрицы понятен: глава «Крестьцы» многократно опровергает X и XI параграфы «Устава Управы благочиния, или Полицейского», в которых говорилось: «Родители суть властелины над своими детьми», «Дети долг имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь». Против узаконенного всевластия родителей, против любви, к которой обязывает детей полиция, и возражал Радищев устами крестицкого дворянина.

Познайте вину всех моих над вами деяний и т. д. Познайте причину моих действий. Изложенная далее система

воспитания и образования основана на самых передовых педагогических взглядах, а во многом и оригинальна. Исключен сохранявшийся еще у Локка страх перед наказанием как средством воспитательного воздействия. Приученные к осознанным поступкам юноши могут склониться к «совету дружества», но не терпят «повеления безрассудного».

Робкая нежность не присутствовала во мне и т. д. Отец закалял детей, учил их не бояться стихий, боли, приучал к непритязательной пище, к сознанию, что лучшей приправой, вызывающей аппетит, является труд.

Не ропщите. что не имеет казистого восшествия и т. д., то есть красивой (или модной) походки и манер.

Вы бегаете быстро. плаваете. подымаете тяжести. умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом и т. д. Об этой широкой программе напомнил М. И. Калинин, говоря с значении трудового воспитания для советской молодежи . И в целом Калинин считал, что «мысли Радищева о воспитании и по сей день можно считать прогрессивными» .