Позднее, в 1801—1802 годах в записке «О законоположении» Радищев вновь вернулся к этой характеристике Вольтера, несколько расширив ее: «.Вольтер проповедывал терпимость до безголосицы, бич гонения воздвиг на суеверие и пустосвятство преследующим оружием насмешки, и язык его, яко бритва изощренных, сокрушал сии бренные исступления.»

Фридрих неутолимый его был враг не токмо словом своим и деяниями, но, что для него страшнее, державным своим примером. Фридрих II (1712—1786)—король Пруссии с 1740 года. Еще до восшествия на престол он вступил в переписку с Вольтером, занимался литературой, философией и историей. По вступлении на престол ввел в Пруссии веротерпимость, отменил пытку, декларировал свою приверженность идее «просвещенного абсолютизма». Фридрих II вернул философу Вольфу .университетскую кафедру в Галле, которой тот был лишен в предыдущее правление; при дворе Фридриха жил и умер крупнейший философ-материалист Ж.-О. Ламетри, изгнанный из Франции; с 1750 года здесь находился и Вольтер (в 1753 году бежавший в Швейцарию в результате разлада с королем). Вместе с тем «философ на троне» проводил реакционную внутреннюю политику.

Но в мире сем все приходит на прежнюю степень, ибо все в разрушении свое имеет начало. Радищев, как отметил Я. Л. Барсков, «приводит и развивает в дальнейшем тексте одно на главных положений французского материализма XVIII века», входящее в «Систему природы» (1770) философа-просветителя П.-А. Гольбаха, который писал: «Природа образует вечный круговорот. Все существующее берет начало благодаря материи и движению. Одна часть вселенной разрушается или сохраняется за счет другой или при ее помощи. Но сумма существования остается всегда одной и той же. Процесс природы, ее вечный круговорот, состоит в том, что движение, присущее материи, дает начало всякому явлению, вызывает в нем изменения и наконец разрушает его» . Связывая законы истории человечества с всеобщим законом природы, Радищев расходится с Руссо, который утверждал, что история человечества является сплошной цепью заблуждений и решительно противоречит законам природы.