На меня пал жеребий. При объявлении набора власти определяли для каждой общины — городской, уездной, сельской — лишь общее число рекрутов (в зависимости от количества душ). В крепостных деревнях отдача в рекруты целиком зависела от помещика, в государственных же и казенных определялась жребием, по списку, очередность записи в котором устанавливалась местным начальством (отсюда возможность злоупотреблений — отдачи «не в очередь», зачисления в список единственного кормильца в семье и т. д.).

Экономическое селение. Так назывались деревни, ранее принадлежавшие монастырям, а с 1764 года ставшие государственными.

Посредственного роста — т. е. среднего.

Смурый кафтан — кафтан крестьянского некрашеного сукна из темной шерсти.

Если вы не поскучаете слышать моей повести, то я вам скажу, что я родился в рабстве и т. д. Повесть, рассказываемая рекрутом — крепостным интеллигентом, достаточно типична для XVIII века. Нередки были случаи, когда по желанию владельца, которому нужен был образованный слуга, художник, музыкант и т. п., крепостной приобщался к культуре. Выдающиеся живописцы Аргуновы, писатель и драматург В. Вороблевский, актриса П. Жемчугова,

композитор и капельмейстер С. Дегтярев и другие были крепостными графов Шереметевых. Крепостной генерала Г. И. Бибикова Д. Н. Кашин учился у известного композитора Сарти; с 1790 года он сам сочинял музыку и выступал с концертами, но только в 1799 году удалось добиться его освобождения. Судьба подобных интеллигентов, остававшихся в крепостной зависимости, нередко складывалась драматически. Известны случаи самоубийства; некоторые пытались бежать за границу, дабы обрести свободу. История одного из таких «беглецов» давно уже привлекает внимание исследователей жизни и творчества Радищева. Крепостной князей Голицыных, Николай Семенович Смирнов (1767—1800), обучался разным наукам сначала дома, а потом в Московском университете (куда он ходил по особому разрешению директора, которое сумел получить для него отец, управляющий голицынскими имениями). Некоторое время спустя учение пришлось бросить — отцу понадобилось оставить сына дома для занятий «по делам господским», учиться же самостоятельно, без руководителей, было трудно.