Многие статьи этого издания непосредственно посвящены «египетской мудрости», например: «Из таинственный египетския богеисловии нечто о боге» (январский номер за 1782 год), «Египетское  учение, что душа, будучи погружена в чувственном, не старается о мысленном; когда же возвысится к мысленному — презирает чувственное» (апрель), «Египетское учение о смерти и воскресении духовном» (июль) и многие другие. Кроме статей такого рода в «Вечерней заре» (как и предыдущих журналах) очень много прозаических и даже стихотворных сочинений, посвященных пропаганде священного писания, веры и начал масонского мистицизма, например: «Рассуждение о соединении души с телом», «О Евангелии» (стихи), «Слово о вольнодумцах и неверующих» и пр. Начиная с 1784 года в периодических изданиях, выпускавшихся Новиковым, борьба с просветительством и пропаганда мистицизма ведется более сдержанно, но на страницах издававшихся им книг она сохраняет весьма резкие формы. Одна из первых книг, специально направленная против «новой философии»,— «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями и опровержение их вредных правил» ). Автор этой книги И. В. Лопухин — видный масон. Именуя философов-энци- клопедистов «дерзкими врагами человечества», Лопухин обращается к ним с такого рода обвинениями: «Коликая лютость потребна к тому, чтоб все свои труды посвящать развращению людей и все силы разума истощать на снискание удобнейшего способа влить яд. О, бесчеловечные писатели! В какое несчастие повергся бы человеческий род, если б удовлетворилось ваше пагубное желание и если бы могли подействовать змеиным жалом начертанные книги ваши!» . Выпуская в 1785 году свой перевод «Плач Эдуарда Юнга», Кутузов снабдил его более чем пятьюстами примечаниями, значительная часть которых направлена против атеистов и деистов—последователей «модных сочинений господина Вольтера, Гельвеция, Мирабо и сему подобных». Масоны тем яростнее боролись с просветительством, что они усматривали в «вольнодумстве» расшатывание монархической власти, безоговорочного повиновения которой требовали мартинисты. «Нет ничего священнее государя, нет ничего мерзостнее бунтовщика» . Поэтому в конце 80-х годов и особенно после начала Французской революции обвинения против философов-просветителей приобретают все более отчетливый политический характер. В 1789 году И. В. Лопухин написал книгу «Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели» (напечатана в 1798 году).