Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда? Радищев открыто заявляет об агитационной, пропагандистской задаче, которую преследует его книга: привлекать «не только «сочувственников», но и единомышленников.

Неужели веселости, тобою вкушенные-, были сон и мечта?— По счастию моему случившаяся на дороге рытвина, в которую кибитка моя толкнулась, женя разбудила. Подобные контрастные столкновения, «стыки» патетического и бытового, трагического и комического, «высокого» и «низменного»— особенность художественной манеры Радищева не только в «Путешествии», но и в «Житии Ушакова».

Дом в три жилья — в три этажа или яруса.

Почтовый двор. и между тем выпрягал лошадей. В конце XVIII — начале XIX веков было три главных способа передвижения в дальних поездках. Самый дешевый способ — в своем экипаже, со своим кучером и на собственных лошадях, с частыми и длительными остановками для отдыха и кормления лошадей (отсюда название этого вида езды — «на долгих», или «на своих»). Самый дорогой способ — езда «на вольных», когда путешественник нанимал (меняя на каждой станции) лошадей и ямщика по договорной цене (так в главе «Спасская По- лесть» едет «несчастный»). Несколько дешевле стоила езда «на почтовых», или «на перекладных», но она требовала предварительного оформления в полиции особого документа— «подорожной», в которой указывался маршрут поездки, фамилия путешественника, его чин и звание, а в зависимости от них — установленное число почтовых или курьерских лошадей (нижние чины, мелкие чиновники имели право получить пару- лошадей; купцы, «разного нижнего звания люди», обер-офицеры — не больше тройки; штаб-офицеры, генералы и т. д. и лица соответствующих гражданских чинов — 4, 8, 15 или 20). Уплатив определенный поверстный сбор, путешественник в месте выезда получал ямщика (с определенным количеством лошадей), который вез его до первой почтовой станции, или почтового двора, стана, «яма». Здесь лошадей выпрягали (после отдыха они везли в обратном направлении другого проезжающего). Предъявив начальнику станции («почтовому комиссару») подорожную и заплатив по установленной таксе «прогонные деньги» («прогоны»), путешественник получал нового ямщика и свежих лошадей, которые везли его до следующей станции, и т. д.