Не ограничиваясь двустопными размерами, Ломоносов предложил использовать в русской поэзии трехстопные — анапест (с ударением на третьем слоге; может использоваться в «высоких» стихах, подобно ямбу) и дактиль (ударение на первом слоге; подобно хорею, размер «нежный»), а также смешанные, составленные из разных дву- и трехсложных стоп: ямбо- анапестический, дактило- хореический и пр. Для иллюстрации своей теории Ломоносов к теоретическому «Письму» приложил «Оду на взятие Хотина», написанную четырехстопным ямбом. Академия наук передала трактат Ломоносова на рецензию Тредиаковскому, который отверг предлагавшиеся Ломоносовым теоретические нововведения. Поэтому «Письмо о правилах российского стихотворства» напечатано не было (оно увидело свет только в 1778 году), однако появившиеся в печати по возвращении Ломоносова в Россию оды показали преимущество его теории, и в 40-х годах силлабический принцип в светской поэзии исчезает. Победе силлабо-тоники немало способствовал Александр Петрович Сумароков , выдающийся поэт, основатель новой русской драматургии, крупнейший теоретик. Именно Сумароков окончательно завершил теорию силлабо-тонического стихосложения: он дополнил число трехсложных размеров амфибрахием (ударение на втором слоге); создал многочисленные образцы произведений, написанных всеми двусложными и трехсложными размерами (Ломоносов, за редкими исключениями, писал ямбом); теоретически обосновал невозможность писать «чистыми» ямбами и хореями и доказал неизбежность употребления спондеев и пиррихиев; ввел в русскую поэзию вольный (разностопный) ямб и начал писать полиметрические произведения кто есть такие, в которых, в зависимости от содержания, поэт чередует разные размеры: после куска, написанного, например, четырехстопным ямбом, следует кусок четырехстопного хорея, шестистопного ямба, дактиля, анапеста и т. п.). Сумароков разработал теорию жанров ивместе с Ломоносовым — теорию «трех штилей» (обычно создание этой теории приписывается одному Ломоносову, что не совсем верно: в трудах 40-х годов Ломоносов писал о двух стилях; Сумароков же в «Эпистоле о стихотворстве» ,1747—1748 годов распределил жанры между тремя; в соответствии с этим в конце 50-х годов Ломоносов в работе «О пользе книг церковных» лингвистически обосновал теорию именно трех стилей).