Все мы уже давно привыкли к такому положению вещей, что большая часть обслуживающего персонала в продуктовых магазинах состоит из трудовых иммигрантов.  Их можно встретить повсюду – они находят себе работу как в крупных гипермаркетах, так и в небольших магазинах, расположенных в спальных районах столицы.  В основном они занимают позиции уборщиков, грузчиков – неквалифицированной рабочей силы.  Так как россияне не так охотно идут на эти должности, то и сами руководители пытаются как можно больше снизить свои расходы на оплату труда именно этим специальностям.
Уборщиками, грузчиками и посудомойками почти в любой сети общепита  становятся именно трудовые иммигранты в из ближайших республик.  В то же время, они не могут занимать позиции менеджеров, кассиров или консультантов по определенным товарам.  Это связано с тем, что начиная с 2007 года, правительство ввело на эти должности нулевую квоту. Теперь руководители предприятия просто не имеют права нанимать на эти места иностранных граждан.  В разъяснениях к документу указывается, что речь идет только о тех должностях, которые предполагают непосредственный контакт работника с покупателем в магазине.  Именно поэтому владельца магазинам доступно только привлечение иностранцев в качестве дешевой рабочей силы.  Сотрудники линейного персонала получают заработную плату на уровне 20-25 тысяч рублей.

Эксперты считают, что со временем число трудовых иммигрантов, работающих в сфере перепродажи, будет только увеличиваться «АБК», например, идет именно по этому пути в связи с тем, что в данном направлении наблюдается довольно серьезное соотношение  по цене и объемам работ.  Жителю Москвы значительно проще найти для себя альтернативу тяжелой непрестижной работы в магазине. Виктория Лобанова  — директор по персоналу ГК «ДИКСИ» полностью согласно со своими коллегами. Она рассказывает о том, что ее предприятие было бы счастливо принимать на работу россиян. Это позволило бы решить многочисленные проблемы с адаптацией и обучением, но есть некоторые нюансы, которые позволяют решить проблему с обоюдной выгодой.  Но так как сегодня предложений на рынке труда от россиян нет, то приходится прибегать  к услугам тех, кто готов взять на себя черную работу по низкой цене.

Единственный серьезный недостаток у работников, которые относятся к трудовой иммиграции, заключается в том, что они зачастую не самым лучшим образом говорят по-русски.  Но у компании в этом лане есть плюсы – если работник не может справиться со своими обязанностями ввиду плохой адаптации, невозможности освоить русский язык, его можно легко устранить и заменить на более адекватного работника с хорошими навыками разговорной речи.  С Россиянами в этом плане очень сложно. Особенно непросто приходится во время дачного сезона. Летом в городе работников почти невозможно найти, все они направляются навстречу природе.

Есть у иностранных работников и другие положительные качества. Они зачастую намного меньше расположены к воровству. Более того, приезжие люди не курят и пить на рабочем месте себе не позволяют.  В связи с этим возникает вопрос – зачем вообще нанимать русских рабочих, которые ведут себя невежливо, ругаются матом, курят и могут появиться на работе в пьяном виде, когда всегда к услугам работодателей тихие, непьющие иммигранты з средней Азии, готовые взяться за любую самую тяжелую работу. Что же будет если иммигранты покинут торговлю? Наверное, отрасли придется сложно, ведь найти им замену будет очень непросто.