Когда же родители и приятели все-таки не отстают и говорят, что если жениху нельзя видеть невесту, то они хотят посмотреть на нее, — это и дозволяется им, если невеста без порока и увечья, и тогда отец, мать и две короткие их приятельницы отправляются в жилище невесты. Если она из зажиточных или богатых и в доме у нее много покоев, то сидит одна в комнате, разодетая и разряженная. Если она бедная или недостаточного состояния и в доме всего одна комната, она сидит, принарядившись, за занавеской, чтобы ее никто не видал. Подошедши к ней, женихова мать выводит ее из комнаты или из-за занавески, берет за руку, ходит с ней взад и вперед, оглядывает ее внимательно, не слепа ли и не хрома ли она, не

колчет ли, не шелудива ли, или нет ли за ней какого другого недостатка и порока; если она довольна невестой, то говорит ей, что она будет за ее сыном; так и пойдут к столу, и веселятся. Потом невестина мать точно так же пойдет в дом жениха и тоже осматривает его, не слеп ли и не хром ли он и не имеет ли какого другого увечья».

Такого рода смотрины вызывались строгим народным обычаем, по которому молодым людям и девицам отнюдь не дозволялось какими-нибудь способами сходиться и видеться, а тем более совещаться между собой о браке и обещать себя друг другу. Жениху показывалась невеста только на второй день после венчания. Даже старшие родные жениха видели невесту на смотринах только в первый раз. Неудивительно, что смотр невест был самый тщательный и самый подробный: приходилось сразу же решить, годится ли она в жены молодому человеку. Несмотря, однако же, на тщательность и добросовестность смотрелыциц, бывали случаи, что ожидания и надежды жениха не сбывались. «Часто бывает, — говорит Петрей, — что так как не дозволяется заранее видеть невесту, то женихи и берут за приданое колченогих, слепых и отвратительных женщин, меж тем как располагают взять других, прекрасной наружности. Так и сбывается пословица: Quisquis amat raman, raman putat esse Dianam. Да еще надо быть довольным этим случаем. Оттого-то часто и видишь большие ссоры в равнодушие между супругами, потому что они большей частью незнакомы между собой, никогда не видались прежде, а отданы друг другу и обвенчаны вместе. Все девушки, красивые и знатные, большей частью содержатся в домах взаперти: только и выход у них, что в церковь в праздник да еще на свадьбы.