Во всяком случае в этих рассказах иностранцев есть несомненно и верные черты народных обрядов, соблюдавшихся нашими предками при венчании. Что касается до действительных церковных обрядов, соблюдавшихся в то время при венчании, то они имели некоторые, хотя и несущественные, особенности от настоящих.

Венчание совершалось после обедни. В день брака священник участвовал во всем свадебном поезде и читал молитву жениху перед тем как ехать за невестой, а в доме невесты перед одеванием ее, перед чесанием головы, после одевания невесты и, наконец, перед тем как ехать в церковь.

На паперти священник читал жениху и невесте особую молитву, кадил им и вводил в самый храм. При обручении священник не произносил никаких слов и обручал жениха золотым кольцом или крестом, а невесту железным. При обручений

же иногда бывало и пострижение власов жениха и невесты. Священник брал ножницы и постригал крестообразно, говоря: «постригается раб Божий во имя Отца.».

Перед самым браком священник тоже кадил брачующихся. Вопросов о добровольном согласии на вступление в брак не предлагалось. При надевании венцов священник произносил: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай его (или ее)». Венцы держали над женихом «кум», а над невестой «кума». После пения «Отче наш», дьякон возглашал «Вонмем», а священник: «Преждеосвященная святая святым», — и причащал новобрачных св. дарами при пении «Чашу спасений прииму». После причащения священник подавал чашу с вином, которая тут же разбивалась. После венчания молодых сажали «на лавицу», и священник читал молитву «на снятие венцов», молодые целовались, и бракосочетание оканчивалось. Венцы в то время имели в большинстве случаев самую простую форму деревянного ободка, высотой от 1 до 2 вершков, на наружной стороне которого делались священные и живописные изображения. Только уже к концу XVII века венцы в форме короны получают широкое распространение.