После смотрин происходил так называемый сговор. В назначенный день жених, родители жениха и ближайшие родственники приезжали к родителям невесты. Гостей встречали со всевозможными почестями и сажали под образа. После продолжительного молчания приступали к заключению свадебной рядной записи, в которой точно записывались размеры приданого

и назначался срок для церковного венчания. Сроки бывали различные: Котошихин отмечает, что свадьбы совершались спустя неделю, месяц, полгода, даже больше после сговора. Если к установленному сроку какая-нибудь из сторон отказывалась от брака, то платилась неустойка, размер которой определялся в записи.

Свадьбы расстраивались по разным причинам: потерпевшая сторона обращалась к патриарху, который разбирал дело и решал, кто должен платить неустойку. В Москве было всегда много досужих любителей и любительниц расстраивать браки; стоило только шепнуть жениху, что его невеста «в девстве своем нечиста или глупа, или нема, или увечна, и что-нибудь худое за ней проведают и скажут», а невесте, что ее жених «пьяница или зерныцик, или уродлив», — как брак расстраивался. В назначенный для свадьбы день к жениху приезжали родственники и чужие люди, исполнявшие во время свадеб различные свадебные должности. Тут можно отметить тысяцкого, родителей жениха или посаженных отца и мать, если не было родных родителей; отец и мать жениха благословляли его на брак, а родители невесты выдавали невесту; сидячие бояре и боярыни, сопровождавшие жениха в церковь; наконец свечники, коровайники, фонарщики — из числа прислуги. Едва ли не самой главной должностью был ясельничий, или конюшний, обязанности которого состояли во том, чтобы во время свадебного торжества не случилось какого-нибудь колдовства, порчи, лиха. Накануне свадьбы собирались гости и жениха, и невесты. Пировали, пели песни, провожали молодость. Венчание происходило вечером или после обедни. Когда жениху дадут знать, что невеста готова идти к венцу, то жених немедленно отправлялся со своими поезжанами в дом невесты. Впереди шли коровайники с короваями, потом свечники и фонарники, священник с крестом, бояре, затем жених под руку с тысяцким и поезжане.