Крестные ходы на Востоке и в Москве

В ряду крестных ходов, которыми так богата наша первопрестольная столица, крестный ход 23 июня в честь Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, один из самых замечательных. Замечателен он уже по своей древности: он установлен в 1480 году и, следовательно, существует более четырех столетий. Но еще более замечателен он потому, что установлен в память окончательного избавления России от татарского ига при великом князе Иоанне Васильевиче III.

Владимирская икона Богоматери, по преданию написанная евангелистом Лукой, почиталась главной святыней старой Москвы. К молитвам пред ней Московская Русь прибегала всякий раз в крайних обстоятельствах своей жизни и всякий раз по предстательству Царицы небесной получала необходимую помощь.

Когда в 1480 году грозные силы хана Ахмата отступили от пределов московских, гонимые непонятным для них страхом, чем и было положено начало совершенному освобождению России от ига татарского, благочестивые жители московские в благодарное воспоминание об этом явном заступничестве Божьей Матери положили ежегодно 23 июня совершать большой крестный ход в Сретенский монастырь. На месте монастыря была встречена москвичами Владимирская икона 26 августа 1395 года. По молитвам пред ней в тот же день чудесно был прогнан сильный завоеватель Востока — Тамерлан, в память чего и построен самый монастырь и также установлен крестный ход из Кремля.

Обычай совершать крестные ходы весьма древний. Подобные учреждения существовали еще в церкви ветхозаветной. История народа Божьего представляет не мало примеров священных шествий. Употребление таких благочестивых шествий в Церкви христианской освящено примером самого Иисуса Христа, который торжественно вошел в Иерусалим на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: Осанна сыну Давидову .