Поэтому празднование царских дней иногда, по случаю постов или других каких-либо обстоятельств, переносилось на другие дни, более удобные для совершения торжества и пиршества.

В дни своих семейных праздников московские цари прежде всего отправлялись в те храмы, которые (или приделы при них) были посвящены их ангелу или вообще дневному святому, и здесь, у «праздника», слушали обедню и молебен. Так, государь Михаил Федорович в день своих именин, 12 июля, приезжал к обедне в Вознесенский монастырь, где был придел во имя его ангела. Здесь же слушал обедню и патриарх московский.

После обедни в дни своих именин или именин царицы, царевичей и царевен государи жаловали боярам и царедворцам именинные пироги. Для этого они выходили в столовую или переднюю палату дворца, а летом на крыльцо перед сенями последней палаты, и здесь лично раздавали каждому по пирогу. Духовным властям и монахам жаловались коврижки или пряники.

В самой обширной и великолепной Грановитой палате происходил праздничный «стол». Порядок и обряд его были те же, что и при обыкновенном царском комнатном столе, отличаясь лишь роскошью и великолепием.

Нужно заметить, что обеденный стол царя отличался умеренностью и простотой. Царю Алексею Михайловичу подавали обыкновенно самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяную брагу или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одну коричную воду. Во время же постов он лишал себя и этих скромных блюд, в собственной жизни давая пример строгого и неуклонного исполнения всех установлений церковных. «Великим постом, — говорит Коллинз, — царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост и соблюдал все семь недель поста. Кроме постов, он ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам». «В постные дни, — подтверждает то же самое Котошихин, — в понедельник, и в среду, и в пятницу, и в посты, готовят про царский обиход ествы рыбныя и пирожныя с маслом с деревянным, и с ореховым, и с льняным, и с конопляным; а в Великой и в Успеньев посты готовятся ествы: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые, сырые и гретые, и ягодныя ествы, без масла, кроме Благовещениева дни, и ест царь в те посты, в неделю, во вторник, в четверг, в субботу, по одиножды на день, а пьет квас, а в понедельник и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных и царевичевых и царевниных имянин».