Таковым был замечательный крестный ход во время великого трехмесячного землетрясения, постигшего Константинополь и большую часть Греции на 30-м году царствования императора Феодосия Младшего, при патриархе Прокле. По случаю великого бедствия патриарх положил совершить на «Судебном поле» общенародное моление. В крестном ходе и патриарх и император смиренно шли без обуви. Во время самых молитв земля колебалась еще сильнее. Но то не прекратило богослужения, и народ, не умолкая, взывал: Господи помилуй! Тогда один отрок из среды народа в виду всех восхищен был на воздухе и там слышал ангелов поющих: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный. Спустившись на землю, он пересказал, что слышал. И как только клир и народ воспели эту ангельскую песнь, землетрясение тотчас же прекратилось.

Порядок древних крестных ходов немногим отличается от современных.

Из различных священных предметов, которые были носимы в крестных ходах, необходимой принадлежностью был честный крест. При крестах издревле носили возженные святиль- ники и кадильницы. С ношением креста мало-помалу соединилось ношение священных знамен, или хоругвей, на которых были изображены некоторые события из христианской истории. Употребление хоругвей могло произойти в Константинополе от участия императоров в церковных ходах и преимущественно ходах победных. Так как со времени Константина Великого, заменившего в своем войске знамя языческого Рима знаменем христианской церкви — крестом, царские хоругвии всегда имели на себе изображение священных предметов, то впоследствии они были усвоены храмам и всем крестным ходам. Издревле в ходах восточной церкви были носимы также св. Евангелие, иконы Спасителя и Богоматери, прославленные чудесами иконы и мощи святых, а также святая вода для окропления мест, по которым совершалось шествие.

Что касается до чинопоследования, которое было совершаемо во время крестных ходов, то в глубокой древности оно, по-видимому, ограничивалось, например, в покаянных ходах, одним всеобщим взыванием Господи Помилуй! По большей части чинопоследование крестных ходов состояло в противогласном пении псалмов, несколькими хорами по очереди.