При патриархе Никоне, упразднившем пещное действо, халдеям было запрещено появляться на улицах.

Весной, на троицкой неделе, происходили народные игрища, в которых так же, как и в святочных потехах, сохранялись отголоски языческих верований. Семик, четверг перед Троицыным днем, был посвящен русалкам, и самые игрища назывались русалиями (это название переносилось, впрочем, и на святочные игрища). Есть указания на то, что к числу увеселений на троицкой неделе принадлежали народные маскарады. В троицкую субботу справлялось на кладбищах общее поминовение умерших. Оно начиналось церковным обрядом, потом поминающие приступали тут же на кладбище к закуске и блинам, являлись скоморохи, и поминки получали характер веселого праздника с песнями и плясками.

В Белом городе за старым Ваганьковым бывали народные гулянья, о которых мы узнаем из указа 1626 г. Этим указом предписывалось объявить посредством кличей по торгам и по улицам, чтобы за старое Ваганьково никакие люди не сходились на безлепицу; ослушников указано бить кнутом по торгам, а в Новую четверть послано предписать о том, чтобы на безлепицу с кабацким питьем не въезжали. Какова была увеселительная программа безлепицы, из указа не видно, но можно думать, что это было просто гулянье с песнями, хороводами и выпивкой; может быть, оно соединялось и с кулачными боями. Описание этих боев оставил нам Герберштейн. Он говорит, что юноши и подростки, созываемые свистом, сходились в определенном месте и жестоко дрались кулаками, так что некоторых уносили бездыханными. По мнению иностранцев, кулачному бою русские были обязаны привычкой к побоям, имевшею существенное значение в их рабской жизни. Как бы то ни

было, этот бой был вполне национальным спортом и притом единственным видом спорта, практиковавшимся в России и настолько укоренившимся, что и в наше время его нельзя считать отошедшим в область предания.

Необходимым участником народных игрищ являлся скоморох. Он собирал вокруг себя веселящуюся толпу, показывал ей свое искусство во всех областях увеселительного жанра, был инициатором общей пляски и песен. Скоморохи выступали в качестве песенников, музыкантов, плясунов, исполнителей и авторов уличных фарсов, вожаков ученых медведей — словом, все известные тогда виды развлечений были представлены в их деятельности.