Некоторые фарсы возвышались даже до довольно смелой политической и социальной сатиры. Таков был, например, очень популярный в XVII в. фарс, в котором изображалась расправа черни с чванным боярином, гнавшим от себя челобитчиков, и богатым купцом.

XVII век был временем постепенного упадка и исчезновения скоморошества, не выдержавшего гонений, которым подвергло его правительство в союзе с церковью. Уже при царе Михаиле правительство вступает на путь борьбы с народными увеселениями. Ряд мер, направленных против них, открывается указом о московской «безлепице». Чрезвычайно крутая мера была проведена патриархом Иоасафом: он велел отбирать у скоморохов на улицах и разбивать все музыкальные инструменты, а потом запретил всем вообще инструментальную музыку и отобрал в домах частных лиц много инструментов, которые на пяти возах были вывезены за Москву-реку и сожжены. Наконец, решительный удар скоморошеству был нанесен в царствование Алексея Михайловича, когда под влиянием восторжествовавшей при дворе аскетической тенденции началось систематическое преследование всех народных увеселений без разбора. В 1648 г. были разосланы по городам царские грамоты, в которых объявлялась война всем известным тогда видам развлечений, от скоморошеских игр и кулачных боев до качель и скакания на досках включительно. Музыкальные инструменты, «гудебные бесовские сосуды», и маски предписывалось всюду отбирать и жечь, и для нарушителей запретов, наложенных на увеселения, устанавливались кары — батоги, опала и ссылка. Эти репрессивные меры, по-видимому, применялись энергично и до известной степени достигали цели, по крайней мере несомненным успехом увенчалась борьба со скоморошеством, которое окончательно исчезло к началу XVIII в.

В. В. Нечаев