Хотя Иоанн в завещании своем и разделил Москву и другие свои владения между тремя сыновьями: Симеоном, Иоанном и Андреем, — но он положил конец раздроблению на уделы, дав несравненно более волостей Симеону и обязав меньших его братьев завещать ему свои уделы в случае, если бы они умерли бездетными; а хан, подкупленный богатыми подарками Симеона, не только отдал ему великокняжеский стол, но и всех остальных князей русских «дал ему под руку». Как воспользовался этим Симеон, можно видеть из одного названия Гордого, которое ему дали современники.

Политику Калиты продолжали и его дети, и духовенство сильно поддерживало их. При внуке Калиты, Дмитрии Донском,

св. Сергий, игумен и основатель Троицко-Сергиевой лавры, ездил в Новгород и Рязань уговаривать князей не идти против великого князя, и когда князь Нижегородский не согласился помириться с Дмитрием Донским, то св. Сергий запретил церковную службу в Нижнем и запер церкви этого города. При Дмитрии Донском Московское княжество увеличилось присоединением Стародуба, Галича и Ростова.

В то время как Москва усиливалась, Золотая Орда сильно ослабела, так что Дмитрий перестал платить даже дань татарам, вследствие чего Мамай двинул все свои полчища на землю русскую. Испросив благословения у св. Сергия, помолясь в Успенском, тогда уже каменном соборе, поклонясь мощам митрополита Петра, Дмитрий выступил из Москвы 20 августа 1380 года. После знаменитой Куликовской битвы, когда впервые русские победили татар, великому князю доложили, что погибло в этой битве: 40 бояр московских, 12 князей белозерских, 30 новгородских посадников, 20 бояр коломенских, 40 серпуховских, 20 переяславльских и т.д., всего же войска погибло 133 тысячи. Но главное было сделано: русские почувствовали свою силу, и татары не наводили больше на них панического страха, хотя через два года после Куликовской победы хан Тохтамыш обманом овладел Москвою, разграбил и сжег ее, а Дмитрия принудил снова платить себе дань.

Но что была тогда эта Москва, столько раз уже видавшая врагов, столица великих князей и местопребывание митрополитов русских?