Если же он находил сватовство нежелательным или знал о женихе что-нибудь дурное, что, например, он пьяница и т.п., то или прямо говорил, что не может выдать свою девицу за такого человека, или отказывал косвенно, отговаривался под каким-нибудь другим благовидным предлогом.

Так начиналось сватовство со стороны родных жениха. Иностранцы, посещавшие Русь и оставившие о ней свои записки, свидетельствуют, между прочим, что сватовство начиналось большей частью со стороны родных невесты. «Родители, — говорит Олеарий, — имеющие сыновей взрослых, которых бы они

хотели уже поженить, большей же частью родители дочерей, отправляются к тем, дети которых, по их мнению, могли бы составить приличный союз, заводят речь с самими этими молодыми людьми или с их родителями, либо друзьями и, высказывая к ним свое доброе расположение, стараются разузнать их намерение и мнение относительно бракосочетания их детей». Подробности сватовства такого рода очень любопытны, если только они достоверны. «Отец взрослой девушки, — говорит Петрей34, — желая выдать ее замуж, идет к знакомому ему молодцу, о котором ему известно, каков он, какого звания и сколько у него богатства, притом расторопность, обычай и приемы этого молодца ему нравятся, так что он охотно бы выдал за него дочку. Отец говорит с ним в таких словах: “Твои родители, мой друг, мои хорошие приятели; ты, твой нрав и приемы мне очень понравились; имя у тебя честное; все тебя любят; потому-то мне и хочется выдать за тебя свою дочку, если только она тебе полюбится. Приданого за ней столько-то в разных вещах: в серьгах, сшитых платьях, серебре, деньгах, скоте, лошадях, крепостных рабах, служанках и другом домашнем имуществе”».

Если сойдутся они, молодец отвечает: «Когда ты желаешь меня в сыновья и в зятья себе, и тебе это кажется хорошим, а об этом подумаю, а ты попроси о том моих родителей и приятелей, я же буду согласен и доволен, что они надумают и решат». Когда его родители узнают об этом сватовстве и дадут на то свое согласие, они тотчас же толкуют о том, сколько отец должен дать приданого за дочерью, и, покончив это, назначают день свадьбы.