Свадьба была самым главным и самым торжественным моментом в жизни древнерусского человека. Такое значение ее обусловливалось общим характером всего строя древней Руси. Семья и семейные отношения лежали в основе всего го

сударственного быта Руси и служили образцом для большинства его отправлений. Женатый человек становился гражданином наравне со взрослыми мужами и поседелыми стариками. С семьею же неразрывно соединялась именитость рода, в семье поддерживались честь и слава предков, в семье жила родовая гордость. Вот почему женитьба считалась важнейшим делом не для одних только молодых людей, вступавших в брак, и все ее, даже мельчайшие, подробности были строго определены в точные формы, которые неизменно сохранялись всякий раз и передавались из поколения в поколение.

Сватовство начиналось семейным советом. Когда кто-либо собирался жениться сам или женить кого-либо из своих младших родных, то предварительно у жениха собирались его ближайшие родные и на этом домашнем совете выбирали из известных им какую-либо девицу, чтобы сватать ее в невесты жениху. На этом же совете выбирали сватов из особо почетных и близких жениху лиц и уполномочивали их начинать сватовство. Не может быть сомнения в том, что такое великое дело не начиналось без молитвы и благословения отца духовного.

В назначенный день сваты жениховы отправлялись в дом намеченной девицы и объявляли старшим ее — отцу, или матери, или брату — о цели своего прихода. При этом сваты должны были справиться, желают ли родные девицы выдать ее за жениха и сколько дадут они за той девицей приданого платьем, деньгами, вотчинами и дворовыми людьми. Ближайший родственник девицы, если находил сватовство подходящим и жениха вполне желательным для своей девицы, отвечал, «что он девицу свою выдать замуж рад, только подумает о том с женою своей и с родичами» и потом о результате домашнего совета известит сватов своевременно.