Так нажили состояние Линевич и другие.

Все, что прежде привозилось в Россию и за что платилось рублями, теперь вывозится из нее, и мы получаем гроши!

В старину путешествие в чужие края за отсутствием железных дорог производилось в собственных экипажах и обходилось дорого; только богатые люди могли позволить себе подобную роскошь, да притом и стремились к ней только образованные люди. Потому и произведения искусства, вывозимые оттуда, отличались хорошим и дорогим выбором. Было кому сделать выбор, было чем заплатить за него.

Теперь не то.

Дешевизна проезда посылает совсем иной контингент путешественников. Отсутствие средств у большинства, отсутствие вкуса у случайных разбогатевших выскочек заполняет наши художественные салоны разной декадентской, дребеденью.

Обмен — не выгодный для России!

Отсутствие общественных музеев, а где они существуют, недостаток денежных средств, не позволяет удерживать старинные сокровища дома.

Большинство скупаемых старинных бронз, мебели, инкрустаций и прочего вывозится за границу, а у нас остаются только подделки под них, для чего учредилось несколько мастерских, довольно удачно подделывающих под старинный жанр. Весьма жаль, что художественные журналы весьма мало воспроизводят на своих страницах те шедевры, которые хранятся в частных собраниях, а угощают нас уродливым декадентством, портящим только вкус у публики.

Два года тому назад по инициативе ее императорского высочества великой княгини Елисаветы Федоровны и под ее высоким покровительством в помещении Строгановского императорского училища была устроена выставка уцелевших в Москве в частных домах старинных сокровищ русского и иностранного производства. Выставка показал такие перлы, еще хранящиеся у наших ценителей искусства, что, конечно, Москва не может считать себя совершенно обездоленною.

Жаль только, что большинство любителей держит свои сокровища под спудом, чем лишает наслаждения других любоваться и научаться подражать высоким оригиналам прошедшего времени. Еще во время прошедшей выставки высказано было желание в учреждении, на манер Англии, музея хранителя художественных сокровищ.