На южной стене церкви, над гробовой его доской с надписью, видно живописное изображено старца, лежащего во гробе, и пред ним монаха, который указывает на него предстоящей жене.

Чудов монастырь служит более пяти столетий убежищем иноческой жизни; из него выходили достойные пастыри церкви. Во время патриархов всероссийских Чудов монастырь назывался лаврой и служил рассадником духовного просвещения.

В 1506 году, когда вызван был великим князем Василием Иоанновичем ученый грек Максим для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещен в Чудовом монастыре. Во время патриарха Филарета Никитича в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся патриаршей, потому что состояла под ведением самого патриарха; первым учителем в ней был грек Арсений. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было и исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудились Арсений грек и потом Епифаний Славинецкий.

Чудов монастырь был местом успокоения для оставляющих паству святителей. Так, например, сюда уединился всероссийский митрополит Феодосий в келью простого монаха и принял к себе одного прокаженного, которого покоил и омывал раны до самой его смерти; здесь в иноческих подвигах проводили последние дни свои всероссийские митрополиты Симон и Афанасий, также и новгородский архиепископ Геннадий.

Чудов монастырь отличался от других монастырей особыми обычаями, которые утвердил впоследствии патриарх Адриан. Дабы иноки сей обители более прилежали безмолвию, он установил в понедельник, среду и пяток запирать ворота обители, а для того чтобы иноки более заботились о своем спасении и богомыслии, в особенности во время богослужения, устроил особые входы в церковь: для мужчин — в Алексиевскую, а для женщин — в Благовещенскую, как делается и доселе.

Все русские цари, начиная с Дмитрия Иоанновича Донского, чтя святую обитель, посещали ее для поклонения св. угоднику Алексию митрополиту. Эта обитель была некогда купелью русских государей. В 1629 году крещен здесь царь Алексей Михайлович, а в 1672 — Петр Великий.