Псалмы выбирались из Псалтири или вновь составлялись сообразно с побуждением, по которому совершался ход. Иногда во время хода пели трисвятое17, как, например, в 610 году, при императоре Ираклии. С течением времени к псалмопению были прибавлены моления о мире церкви, о спасении душ, об отвращении бедствий, с подтвердительными на это многочисленными восклицаниями всего народа, подобно нынешним литиям8 на всенощном бдении. Впоследствии для каждого случая, для каждого рода бедствий составлены были особые каноны и молитвы, которые на литиях и были читаемы вместе с избранными чтениями из Евангелия и апостола. Отсюда чинопос- ледование крестных ходов стало принимать форму современных молебнов. Иногда же крестный ход соединялся с евхаристией19, которая и была совершаема в поле по общему чиноположению для литургии.

В России крестные ходы были приняты от греческой церкви и существовали на всем пространстве ее истории. Сама церковная история русская начинается крестным ходом на Днепре для крещения киевлян. Летописи сохранили нам многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время. Начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I и Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи св. князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам применительно к обычаю церкви константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных каковы: в Пасху, Богоявление, 1 августа, — на Руси много было крестных ходов случайных, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. Особенное развитие получили они в московский период русской истории, с особою торжественностью и особым великолепием совершались они в Москве при патриархах и царях всея России.

Со времени Стоглава20 (1551 года) и до XVIII века крестные ходы были весьма многочисленны в Москве. Старая Москва в каждом событии своей истории видела милующую или карающую волю Провидения и старалась жизнь свою сделать непрерывным служением Богу. Весь год ее полон усиленных общенародных молебствий и крестных ходов.