Тот же характер носило большинство песен, открыто исполнявшихся скоморохами на улицах. Без таких песен не обходились и свадебные процессии, в которых постоянно фигурировали скоморохи наряду с прочими поезжанами. Невесту сопровождала в церковь толпа родных, друзей и слуг, певших циничные песни, а во главе процессии скоморохи «рыскали», по выражению Стоглава, с бесовскими играми перед попом, обыкновенно, впрочем, едва державшимся на ногах после угощения, предшествовавшего церемонии.

Не менее циничны были иногда в исполнении скоморохов национальные пляски. От времени Ивана Грозного дошли свидетельства иноземцев о скоморошеских плясках, сопровождавшихся бесстыдными телодвижениями. Олеарий говорит, что, по слухам, «иногда русские бродячее комедианты, танцуя, открывают зад, а может быть, еще что-либо».

Требованиям национального вкуса отвечали также некоторые сцены кукольной комедии, показывавшейся теми же скоморохами. Бродячий кукольный театр XVII в., судя по описанию его у Олеария, отличался от такого же театра нашего времени только более примитивным устройством: комедиант обвязывал вокруг тела одеяло, поднимал его свободную сторону вверх и устраивал таким образом над головой своей переносную сцену, с которой мог бегать по улицам и на которой происходили кукольные игры. Репертуар этого театра и главные его персонажи также, по-видимому, претерпели мало изменений с XVII в. В изображенном у Олеария кукольном представлении действующими лицами являются традиционные Петрушка, цыган и Петрушкина невеста Варюшка: Петрушка осматривает лошадь, навязываемую ему цыганом, — сцена, удержавшаяся до сих пор в репертуаре русского кукольного театра. Не менее древнего происхождения, по всей вероятности, откровенно циничная сцена, разыгрываемая Петрушкой и Ва- рюшкой, так называемая Петрушкина свадьба; надо думать, что именно сцены в этом роде, а может быть, и что-либо более

рискованное имел в виду Олеарий, говоря о «гнусных вещах», показываемых молодежи и детям в кукольных театрах.

Цинизм, впрочем, не был исключительно господствующим элементом в скоморошеских «играх». Скоморохи исполняли различные фарсы, многим из которых он был так же чужд, как позднейшим забавным сценам подобного рода, разыгрываемым ряжеными.