Затем после пожара Петровского театра в Москве представления возобновились в доме Пашкова на Моховой, где теперь Румянцевский музей.

В царствовании императора Александра I, в 1807 году, было сделано распоряжение о постройке нового деревянного театра у Арбатских ворот, где оканчивается Пречистенский бульвар; на этой площади теперь устроен бассейн, предназначенный к уничтожению. Тут предполагается поставить памятник Н.В. Гоголю, сделав вокруг памятника бульвар.

Театр был построен по плану архитектора Росси и открыт 13 апреля 1808 года пьесой С.Н. Глинки «Баян» (русский песнопевец древних времен с хорами и балетами). Площадь, на которой стоял театр, была вновь нивелирована и вымощена, потому что в дождливую погоду по ней невозможно было ни пройти, ни проехать от невылазной грязи.

Арбатский театр был красив, весь окружен колоннами, к нему вели со всех сторон подъезды; большое пространство между колонн в виде длинных галерей, соединяющихся вместе, пред

ставляло хорошее место для проездов. Внутреннее устройство театра было превосходно. При вступлении неприятеля в Москву Арбатский театр сделался одною из первых жертв пожара.

Затем на Никитской в доме Познякова был театр, в котором во время нашествия французов давались представления французскими артистами. Дом этот впоследствии принадлежал князю Юсупову.

По выходе французов из Москвы первым театром, открытым для жителей, был театр С.С. Апраксина на углу Знаменки и Арбатской площади. Дом Апраксина был самый гостеприимный. Князь Вяземский рассказывает, что вскоре по выходе французов из Москвы С.С. Апраксин в один и тот же день дал обед в зале Благородного собрания на 150 человек, а вечером в своем доме ужин на 500 человек. Не одними пирами угощал Москву С.С. Апраксин, и более возвышенные и утонченные развлечения находили там москвичи. У него бывали литературные вечера и чтения, концерты и так называемые благородные любительские спектакли.