Замаскировать же оборонительные работы в таком большом масштабе, как это былопод Москвой, не удавалось, а надо сказать, что в процессе наших работ противник стремился вести за ними наблюдение. Получалось такое впечатление, что в процессе работ все элементы оборудования в значительной мере противником обнаруживаются, а затем все маскируется. Переход же на ночные работы практически маловероятен, так как в условиях полного затемнения работы малоэффективны. Мы вели, как правило, дневные работы. Очень часто из-за отсутствия достаточной маскировки приходилось выслушивать ряд возражений. Даже приезжали комиссии, состоящие из специалистов-мас- кировщиков, но что-либо конкретное они предложить не могли. Скрыть при современных условиях наличие рубежей не представляется возможным. Единственное, что можно скрыть, — это характер членения оборонительного рубежа, прибегая к ложным работам.

Нам в Московской зоне обороны помогли частичные работы, которые проводились войсковыми частями. Во многих случаях войсковые части начинали работать, а потом уходили по новому назначению. Таким образом, было большое количество начатых земляных работ, которые можно было использовать в качестве ложных работ. Полагаю, что соответствующие специалисты должны поработать над вопросом маскировки оборонительных работ и дать соответствующие указания.

Несколько слов о некоторых особенностях дорожных работ. В современной укрепленной зоне, в частности и такой как Московская зона, мы встречаемся с большим количеством противотанковых препятствий. Все они пересекают существующую дорожную сеть. Если идет речь о мелких дорогах (грунтовых), то по ним сообщение может быть просто нарушено, а наиболее

существенные дорожные магистрали должны оставаться в порядке для обеспечения нормального движения.

Вопрос о том, как устраивать проезды через противотанковые препятствия, еще недостаточно разрешен. Иногда оставленную перемычку не удавалось своевременно устранить и через нее проскальзывали части противника. В результате вся работа по устройству препятствий теряла свое значение.

Надо продумать сопряжение противотанкового препятствия с дорогами.