Указания о том, чтобы начинать работы с первого рубежа и затем переходить в глубину были основаны на следующем: опыт боевых действий к этому моменту показал, что сплошь и рядом работы разворачиваются на целом ряде рубежей, но ни один рубеж не носит законченного характера, поэтому решено было вначале сосредоточить все внимание на первом рубеже (Можайской линии обороны), с тем, чтобы когда работы первой и второй очереди будут на нем закончены, перейти и на глубинные рубежи. Параллельно с первым рубежом велись только работы на Хлебниковском рубеже, т. к. его решено было оборудовать особенно прочно и снабдить специальными видами заграждений.

На каждом рубеже очередность работ была установлена следующая: в первую очередь создавались на всем протяжении противотанковые препятствия, увязанные в дальнейшем с огневой системой. Это указание было вызвано тем обстоятельством, что большой протяженности рубеж сразу не удалось полностью обрекогносцировать, а для того, чтобы строители ни одного дня не теряли, было решено начинать работу с противотанковых препятствий.

Затем, после окончания рекогносцировки, эти препятствия были связаны с огневой системой.

Прежде чем переходить к вопросу построения строительных организаций, я хочу кратко остановиться на характере тех боевых действий, которые имели место на первом рубеже, а этот рубеж, как известно, был противником преодолен. Промежуточные рубежи к моменту наступления немцев были мало выражены, работы были проведены только на отдельных направлениях. До рубежей, расположенных в глубине, противник ни разу не доходил.

Первый рубеж к моменту наступления немцев был достаточно оборудован. Противотанковые препятствия к этому моменту были почти на всем протяжении закончены. Батальонные районы также в значительной мере были оборудованы, но для правильной оценки боевой обстановки, которая тогда была, необходимо отметить, что этот рубеж не имел еще постоянного гарнизона, хотя и был разбит на 3-4 укрепленных района.

Таким образом, к моменту наступления немцев, были выдвинуты поспешно вперед отдельные части, занявшие этот рубеж на отдельных направлениях, например, намалоярославецком направлении.