В материалах, которые поступали в штаб, были даже соответствующие подсчеты потребных сил и средств, в частности для района Можайской линии обороны. Там указывалось, что для того, чтобы осуществить водные препятствия, требуется ежедневный наряд рабочих 5 тысяч человек и подвод 20 тысяч. У нас ежедневный наряд рабочих на одном рубеже достигал 100 тысяч, но транспорт все время лимитировал строительные работы, так что в отношении транспорта приведенная цифра достаточно велика.

В конечном итоге рекогносцировочный материал и соответствующие подсчеты в отношении водных препятствий использовались только в редких случаях. По инициативе самих строителей на Хлебниковском рубеже было сделано несколько плотин, а на Можайской линии обороны были усовершенствованы старые плотины. Чем это объяснить?

Прежде всего, не везде расположение намеченных водных препятствий отвечало плану обороны; отдельные водные препятствия проходили в тылу и не могли быть использованы так, как хотелось. На правом фланге одного из рубежей Московской линии обороны протекает река Лама, которая вполне отвечала поставленным задачам и эту реку можно было использовать как водное препятствие. Несмотря на это, все-таки на этом участке водное препятствие не было создано, так как в первую очередь командование требовало сооружения противотанковых земляных препятствий. Эти препятствия на основе истекшего опыта войны считались основными.

Разрешалось прибегать к строительству каких-либо других препятствий только после того, как весь фронт прикрыт земляными противотанковыми препятствиями. К сожалению, работы на Можайской линии обороны затягивались. Не закончив первоочередную работу, нельзя было приступить к работе второй очереди.

Кроме того, на использование водных препятствий большое влияние оказала рано наступившая зима. С наступлением морозов водные препятствия свои основные свойства теряют и неизбежно требуется дублирование их в виде какого-то земляного препятствия типа эскарпа или рва.

Отсутствие специалистов-гидротехников также явилось некоторым тормозом в части более широкого применения водных препятствий.