Далее были восстановлены предприятия, подготовленные к эвакуации, но по тем или иным соображениям не вывезенные. Была возобновлена и расширена работа предприятий, оставшихся в Москве, но приостановивших свою работу; особенно значительно было расширено производство на предприятиях местной промышленности и промкооперации. Наконец, на основе монтажа бездействующего оборудования и оборудования, оказавшегося в спешке эвакуации безадресным, были созданы новые предприятия небольшой и средней мощности; так, например, было создано новое предприятие на правах филиала завода № 58, филиал 2-го часового завода, заново создано много ремонтных баз, в частности при заводах № 1, 84, 115 и др. Восстановлен крупный оборонный завод № 30.

Мобилизация производственного оборудования была только первым шагом в организации выпуска военной продукции. Нужно было преодолеть одну из главных трудностей — приспособить имеющееся оборудование к выпуску совершенно нового ассортимента продукции.

На практике выявилось множество конкретных путей и способов приспособления оборудования к выпуску совершенно новой для предприятий продукции и соответствующего изменения технологического процесса. Чаще всего это было либо создание нового приспособления, изобретенного и сконструированного тут же на предприятии, либо ввод в действие дополнительного оборудования, а иногда и создание на его основе нового цеха.

Примером первого метода может служить опыт Московского фиттинго- вого завода № 2. Во второй половине октября завод приступил к освоению штамповки детали 1/25. Имеющаяся на заводе ковочная машина 2000 тн. не приспособлена к штамповке глубоких профилей со сравнительно тонкой стенкой и не дает необходимой для этой детали точности. После больших усилий на заводе была разработана специальная конструкция штампов, которая позволила производить на этой машине штамповку и обработку детали 1/25.

Оборудование завода автоприцепов № 2 также не было приспособлено к производству заказанной заводу продукции, а именно — к горячей обработке штыка. С помощью Центрального бюро тяжелого машиностроения был разработан и введен более рациональный технологический процесс.