Организация связи подвижными средствами со штабами укрепрайонов осуществлялась мотоциклами, автомашинами и самолетами.

Подвижные средства связи были объединены во взвод подвижных средств связи и авиазвено связи.

Они имели в своем составе: легковых машин — 7 мотоциклов — 9 самолетов — 3.

Связь внутри армий и укрепрайонов, в основном, поддерживалась по телефону. Наряду с кабельными линиями использовались существующие линии низовой сети.

Обеспечение связи инженерных работ в укрепрайонах в тех случаях, когда линии связи не подходили к месту работ, достигалось при помощи связных.

При организации связи в полосе Можайской линии обороны выявилась потребность в расширении проволочной связи. Потребовалась постройка новых линий, создание обходных путей.

На основе проведенной рекогносцировки и благодаря изучению линий в районах обороны, был составлен и утвержден проект строительства новых постоянных линий, подвески проводов к существующей линии и использования существующих линий.

Вследствие изменившейся в начале октября 1941 г. обстановки на Можайской линии обороны осуществить проект строительства не удалось. Приданные для строительства два телеграфно-строительных батальона перешли в распоряжение начальников связи действующих армий для строительства полевой связи.

1. Организация и действие связи Московской зоны обороны

В середине октября 1941 г. штаб обороны г. Москвы приступил к строительству дополнительных укреплений на ближних подступах к Москве и в самом городе.

В этих сложных условиях требовалась продуманная, хорошо организованная, широко развитая система связи.

5.11.41  г. зам. Наркома обороны т. Пересыпкиным3 было утверждено по предложению комбрига Лапкина положение по организации связи, которое сводилось к следующему:

1.   УМГТС обеспечивает связь до всех штабов частей, к которым подходят постоянные линии УМГТС.

2.   На узлы связи выделяются ответственные представители для организации связи, поддержания линий в исправности.

3.   Гл. инж. УМГТС назначается зам. нач-ка связи штаба обороны по связям, обеспечивающим УМГТС, выделив в его распоряжение группу инженеров.

В развитие этой директивы при УМГТС был создан оперативно-технический отдел.