Мне кажется, что это объясняется тем, что командный состав мало знаком с крепостными формами и с их свойствами.

В результате практики работ в Московской зоне обороны мы приходим к выводу о необходимости пересмотра вопроса о фланкировании рвов и других земляных препятствий. Возможно, что придется подумать о каком- то сооружении, находящемся непосредственно в земляном препятствии, т. к. иначе хорошо решить вопрос продольного обстрела невозможно. Только на сильно пересеченной местности, когда огневая позиция значительно возвышается над рвом, можно еще получить удовлетворительное решение, а на местности, слабо пересеченной, обычными приемами задача не разрешима.

В связи с тем, что строителями являлись гражданские люди, часто на практике нельзя было добиться хорошего обстрела противотанковых препятствий. Сплошь и рядом противотанковый ров располагался на так называемом боевом гребне, т. е. там, где должны нормально находиться огневые сооружения, и в результате осуществление обстрела крайне затруднялось. Мне кажется, что о таком старом понятии, как боевой гребень, надо вразумительно написать и во время учебы в поле требовать правильного использования этого гребня. Наряду с земляными противотанковыми препятствиями надо остановиться и на использовании водных препятствий.

Гидрография Московской области позволяла довольно широко использовать водные препятствия. Большое количество водохранилищ системы канала Москва-Волга создавало само по себе естественные препятствия. Казалось бы, что если использовать еще отдельные реки, то можно создать довольно развитую систему водных препятствий. В связи с этим с самого начала войны были организованы специальные гидротехнические экспедиции из инженеров Главгидростроя. В этих экспедициях принимали участие бригинженер тов. Кусакин и военинженер I ранга т. Севко. В результате работы этих комиссий в руках войскового командования имелся исчерпывающий материал

для принятия решения в каждом частном случае. Имелись рекогносцировочные данные о всех реках в интересующем нас районе, которые показали, что на каждом водном рубеже можно получить водное препятствие глубиной не менее 2-2,5 м и шириной около 30-40 м.