Затем со стороны организации «Спецгео» была предложена новая работа -     карта проходимости. С некоторыми планшетами я познакомился. Они основаны на картах 5 км масштаба, на которых даются следующие показатели: основные препятствия в виде каких-то естественных земляных препятствий, главным образом оврагов, затем характер почвенного покрова, сведения о болотах, главных реках, лесных массивах и т.д.

Вопрос о составлении карт проходимости в настоящее время является особенно актуальным. Полезно было бы в это дело включиться нашей кафедре тактики.

Хочется привести и некоторые интересные факты. Уже в период осенних дождей возник вопрос о наилучших автомобильных сообщениях с левым флангом Можайской линии обороны. Оказалось, что на основе данных карты проходимости, данных, которые на обычной географической карте отсутствуют, можно установить наилучший маршрут автомобильного сообщения

с районом Калуги. С Калугой можно сообщаться от г. Малоярославец через Детчинин7, через Медынь. Несмотря на то, что через Детчинин путь короче, все же сообщаться лучше по второму пути, потому что в одном случае мы имеем в качестве покрова глину (машины застревают), а в другом — песок. Ясно, почему более длинный путь оказывается выгоднее.

Необходимо отметить, что северный охват, который осуществлялся немцами в сторону Клина, прошел по песчаному массиву, отмеченному на карте проходимости. Я не знаю, насколько был предварительно изучен противником этот путь, но совпадение маршрута движения войсковых масс с песчаным массивом интересно. Даже болота здесь имеют более прочные основания.

Карта проходимости должна привлечь наше внимание как еще одна карта, наряду с геологической, которая может принести большую пользу соответствующему штабу.

Затем, практически пришлось столкнуться с маскировкой оборонительных работ. Выяснилось, что мы довольно хорошо умеем маскировать готовые фортификационные сооружения. Сравнительно легко из личного состава военно-полевых строительств можно выделить кадры маскировщиков.